29 апреля 2009

Расстройства кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти проявляются затруднением запоминания чисел, слов, фраз, имен и всех текущих событий — больной не знает времени проведения лечебных процедур, фамилию и имя врача или медсестры, не может найти свою палату и т. д. (так называемый корсаковский синдром). Развивается этот синдром чаще всего при поражении различных уровней ретикулярной формации.

В случаях, когда расстроена долговременная память, страдает запас ранее приобретенных знаний (исторические события, даты, герои известных литературных произведений и т. д.), затруднено воспроизведение прошлого опыта, в том числе и профессионального. Этот синдром наблюдается при поражении височно-теменно-затылочной области (особенно гиппокампа левой височной доли), причем его выраженность зависит от массивности и распространенности процесса.

Для большей объективизации состояния памяти и внимания используют различные тесты:

  • запоминание 10 слов (в норме после 5 повторений запоминается 9 — 10 слов; через 10 мин в памяти удерживаются 8 — 9 слов);
  • отбор соответствующих словам картинок (учитываются быстрота и точность выбора);
  • отбор пиктограмм: больного просят сделать рисунки, соответствующие определенным словам (учитываются быстрота выполнения, соответствие слову, конкретность или символичность рисунков и т. д.).

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов



Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…