29 апреля 2009

Расстройства кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти проявляются затруднением запоминания чисел, слов, фраз, имен и всех текущих событий — больной не знает времени проведения лечебных процедур, фамилию и имя врача или медсестры, не может найти свою палату и т. д. (так называемый корсаковский синдром). Развивается этот синдром чаще всего при поражении различных уровней ретикулярной формации.

В случаях, когда расстроена долговременная память, страдает запас ранее приобретенных знаний (исторические события, даты, герои известных литературных произведений и т. д.), затруднено воспроизведение прошлого опыта, в том числе и профессионального. Этот синдром наблюдается при поражении височно-теменно-затылочной области (особенно гиппокампа левой височной доли), причем его выраженность зависит от массивности и распространенности процесса.

Для большей объективизации состояния памяти и внимания используют различные тесты:

  • запоминание 10 слов (в норме после 5 повторений запоминается 9 — 10 слов; через 10 мин в памяти удерживаются 8 — 9 слов);
  • отбор соответствующих словам картинок (учитываются быстрота и точность выбора);
  • отбор пиктограмм: больного просят сделать рисунки, соответствующие определенным словам (учитываются быстрота выполнения, соответствие слову, конкретность или символичность рисунков и т. д.).

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Читайте далее:





Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…