29 апреля 2009

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (нервно-психические процессы) — это речь, мышление, память, сложные двигательные навыки (праксис), осмысливание разнообразных объектов внешнего мира (гнозия), что позволяет человеку выполнять социальные, бытовые и профессиональные обязанности. Она является важнейшей основой видового и индивидуального развития и всей деятельности человека (наука, техника, искусство).

В основе нервно-психических процессов, какими бы сложными они ни были, лежит функция вполне определенной материальной субстанции — нервной системы и прежде всего ее высшего отдела — большого мозга. Они обеспечиваются многозвеньевой системой, расположенной на различных уровнях большого мозга и обладающей значительной пластичностью.

В формировании научно обоснованных, материалистических представлений о работе мозга большая заслуга принадлежит отечественной русской физиологии. Классические труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского раскрыли важную роль окружающей среды, безусловных и условных рефлексов, первой (пространственно-образное восприятие) и второй (речь) сигнальных систем в развитии нервно-психических процессов.

Интеллект человека, его творческие способности зависят от сложного взаимодействия врожденных (генетических) особенностей нервной системы и влияния окружающей среды — воспитания и обучения. Генетический потенциал человека очень велик и раскрывается главным образом та его часть, для которой оказались благоприятными специфические условия индивидуального развития. Соответствующие гены определяют диапазон возможностей, но конечный уровень интеллекта и творческих способностей достигается воспитанием и работой самого человека.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов





Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…