14 октября 2011

Аллергические проявления лекарственной болезни

Анафилактический шок

Одним из самых серьезных осложнений лекарственной терапии является анафилактический шок. До настоящего времени в литературе описано свыше 2500 случаев анафилактического шока с летальным исходом, больше всего —  при лечении пенициллином, особенно при повторном назначении этого препарата.

Согласно данным ВОЗ (1980) по 17 странам, на 70 тыс. случаев применения пенициллина как обычного, так и пролонгированного действия, встречается случай анафилактического шока, причем известно, что около 10 % случаев анафилактического шока заканчивается летально, а по последним материалам Всесоюзного центра по изучению побочного действия лекарств меньше — 3,6 % [Лопатин А. С, 1983].

Больной О., 37 лет. Со слов больного, аллергологический анамнез без особенностей. Поступил в ЛОР-отделение МОНИКИ для удаления папилломы гортани. Под общим наркозом произведена операция удаления новообразования. В тот же день после введения в 20 ч 45 мин 500 тыс. ЕД пенициллина в 0,5 % растворе новокаина появились затрудненное дыхание, судороги, пена изо рта, картина клинической смерти. В 22 ч 5 мин восстановлена сердечная деятельность, АД 70/ 40 мм рт. ст., диурез понижен. Несмотря на проведенную терапию, через сутки наступила смерть.

На аутопсии обнаружена картина, соответствующая морфологии анафилактического шока: «шоковые почки», «шоковое легкое», полнокровие внутренних органов, отек головного мозга. Гистологическое исследование подтвердило диагноз анафилактического шока. В легких — парез венулярного русла, в артериях местами тромбы, парез капилляров, очаговые кровоизлияния, альвеолы местами заполнены отечной жидкостью и эритроцитами. Спазмированные просветы бронхов заполнены слущенным эпителием. В почках — малокровие корковых отделов, сосудистые петли клубочков коллабированы. Эпителий извитых канальцев некротизирован.


Гистологические препараты больного О. (37 лет, шоковое легкое)

Гистологические препараты больного О. (37 лет, шоковое легкое) (а)

Гистологические препараты больного О. (37 лет, шоковое легкое) (б)

а — резкое расширение венулярного русла в легком, X 160;

б — формирование тромба в ветви легочной артерии, X 160; окраска гематоксилином и эозином.


Как отмечают в настоящее время большинство авторов, ни доза, ни способ введения лекарственного препарата не играют решающей роли в возникновении анафилактического шока, однако значительно влияют на степень тяжести последнего.

У наблюдаемой нами больной анафилактический шок развился после того, как сестра процедурного кабинета сделала инъекцию пенициллина пациентке, находящейся рядом. Случаи развития анафилактического шока от аэрозолей пенициллина наблюдали у больных и другие авторы [Лопатин А. С, 1983, и др.].

Большое значение в возникновении анафилактического шока у больных имеет наличие сопутствующих заболеваний (бронхиальной астмы, экземы и др.), приводящих к аллергизации организма.

Приведем выписку из истории болезни:

Больной В., 48 лет, поступил в стационар с диагнозом «хронический обструктивный бронхит с астматическим компонентом». Болен около 3 лет. Самочувствие ухудшилось за неделю до поступления, жалобы на кашель, заложенность в груди. При осмотре — больной повышенного питания, выраженный цианоз, в легких — сухие свистящие хрипы, АД 140/80 мм рт. ст., пульс 80 уд/мин. Печень на 2,5 — 3 см ниже реберной дуги.

В день поступления в стационар назначено внутримышечное введение пенициллина по 500 тыс. ЕД 4 раза в сутки (пенициллином ранее лечился без осложнений). Через 10 мин после инъекции пенициллина появилась тошнота, больной потерял сознание, пульс не прощупывался. Проводимые в течение 25 мин реанимационные мероприятия эффекта не дали, констатирована смерть. Клинический диагноз: острая легочно-сердечная недостаточность в результате тромбоэмболии ствола легочной артерии на фоне хронического обструктивного бронхита с астматическим компонентом в стадии обострения.

Патологоанатомический диагноз: анафилактический шок после внутримышечного введения пенициллина. Резкое венозное полнокровие внутренних органов. Острая эмфизема легких. Отек легких, головного мозга, стромы миокарда. Состояние после реанимационных мероприятий.

При гистологическом исследовании отмечено резкое полнокровие пульпы селезенки, печени; в легких — спазм бронхов, очаговый отек; в сердце — отек стромы, умеренная гипертрофия миокардиоцитов, сужение просвета ветвей коронарных артерий в области атеросклеротических бляшек.


Гистологические препараты больного В. (48 лет, анафилактический шок)

Гистологические препараты больного В. (48 лет, анафилактический шок) (а)

Гистологические препараты больного В. (48 лет, анафилактический шок) (б)

а — гипертрофия гладких мышц в стенке спазмированного бронха;

б — легкое: отек и острая эмфизема; окраска гематоксилином и эозином. X 160.



«Клиническая химиотерапия инфекционных болезней»,
Н.М.Грачева, И.Н.Щетинина



Критерием оценки эффективности биологических бактерийных препаратов служат клинические и микробиологические показатели: динамика кишечного синдрома, общее состояние больных, нормализация микрофлоры кишечника. В связи с этим при применении с лечебной целью этих препаратов представляется важным и необходимым проводить повторные исследования для наблюдения за динамикой микрофлоры. Применение бактерийных биологических препаратов в большинстве случаев приводит к улучшению состава микрофлоры…

Особое внимание мы уделяем применению бактерийных биологических препаратов при дисбактериозах вообще, особенно кишечника. Применение биологических бактерийных препаратов (колибактерина, бифидум-бактерина, лактобактерина и бификола) ранее основывалось на рабочей гипотезе, что нормализация микрофлоры под влиянием этих препаратов способствует клиническому выздоровлению, восстановлению ферментативных процессов в кишечнике и усвоению витаминов организмом. Благодаря проведению ряда клинико-экспериментальных работ О. В. Чаховой, Е….

В настоящее время имеется большое количество лабораторных тестов, предложенных для выявления сенсибилизации организма, в том числе и лекарственной. Однако, несмотря на это, диагноз лекарственной болезни ставится фактически только на основании клинических данных, поскольку надежных лабораторных методов, помогающих подтвердить клинический диагноз, до сих пор нет. Среди диагностических тестов нет ни одного, практическая значимость которого признавалась хотя…

Установление состава кишечной микрофлоры в какой-то степени окупается тем, что отпадает необходимость в многократных исследованиях испражнений, особенно от больных с хроническими кишечными расстройствами, выделении патогенных микробов семейства кишечных. На основании данных о микробном биоценозе кишечника может быть применено и целенаправленное лечение. Приведенная ниже краткая схема исследования испражнений (схема), доступная для использования в практических лабораториях, включает…

Лечение больного с проявлениями лекарственной болезни представляется в большинстве случаев чрезвычайно сложным, требует немедленного проведения комплекса терапевтических мер, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае с учетом основных патогенетических звеньев лекарственной болезни и заболевания, в процессе лечения которого они возникли. Несмотря на большое количество лечебных средств, применяемых в настоящее время у больных с проявлениями лекарственной болезни,…