4 июня 2009

Биоэлектрическая активность головного мозга (Волна ожидания раздражителя)

Помимо рассмотренных видов электрической активности, у человека регистрируется Е-волна (волна ожидания раздражителя) и веретенообразные ритмы. Волна ожидания регистрируется при выполнении сознательных, ожидаемых действий. Она предшествует появлению ожидаемого раздражителя во всех случаях, даже при неоднократном его повторении. По-видимому, ее можно рассматривать как электроэнцефалографический коррелят акцептора действия, обеспечивающего предвидение результатов действия до его завершения. Субъективная готовность отвечать на действие стимула строго определенным образом достигается психологической установкой (Д. Н. Узнадзе). Веретенообразные ритмы непостоянной амплитуды, с частотой от 14 до 22 Гц, появляются во время сна.

Различные формы жизнедеятельности приводят к существенному изменению ритмов биоэлектрической активности мозга. При умственной работе усиливается β-ритм, α-ритм при этом исчезает. При мышечной работе статического характера наблюдается десинхронизация электрической активности мозга. Появляются быстрые колебания с низкой амплитудой. Во время динамической работы периоды десинхронизированной и синхронизированной активности наблюдаются соответственно в моменты работы и отдыха.

Образование условного рефлекса сопровождается десинхронизацией волновой активности мозга. Десинхронизация волн происходит при переходе от сна к бодрствованию. При этом веретенообразные ритмы сна сменяются β-ритмом, увеличивается электрическая активность ретикулярной формации. Синхронизация (одинаковые по фазе и направлению волны) характерна для тормозного процесса. Она наиболее отчетливо выражена при выключении ретикулярной формации стволовой части мозга.

Волны электроэнцефалограммы, по мнению большинства исследователей, являются результатом суммации тормозных и возбуждающих постсинаптических потенциалов. Электрическая активность мозга не является простым отражением обменных процессов в нервной ткани. Установлено, в частности, что в импульсной активности отдельных скоплений нервных клеток обнаруживаются признаки акустического и семантического кодов.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





В конце 50-х годов нашего столетия Сперри произвел сагиттальный разрез головного мозга кошки и положил начало работам по изучению асимметричности мозговых функций. В начале 60-х годов он же и Газанига наблюдали больного, у которого по врачебным показаниям было произведено рассечение мозга на две половины. Наконец, в 70-х годах Линдсей и Норман делают обоснованное заключение об…

Соотношение физиологических процессов и психических функций является предметом острейшей борьбы между представителями различных идеалистических школ и подлинно научной, диалектико-материалистической философией. Марксистский диалектико-материалистический подход к психическим функциям человека исходит из предпосылки об их социальной обусловленности. Психические явления становятся функциями отдельного индивидуума через других индивидуумов, они опосредованы социальными факторами. То, что с точки зрения субъективно-идеалистической философии является…

Асимметрия функций больших полушарий головного мозга является генетически предопределенной. Она выражается в преимущественном участии левой или правой половины мозга в качественно различном анализе внешних раздражителей, при равной возможности выбора. Например, врожденная леворукость обеспечивает при равновероятном выборе движений преимущественное участие левой руки. Абстрактные, пространственно-временные понятия формируются при непременном участии обоих полушарий мозга. Предполагают, что время «течет»…

Психические явления — это отношения отношений. В самом деле, если на первых этапах развития психики ребенок может усвоить элементарные связи между предметами, то достоянием сознания они становятся только тогда, когда при посредстве взрослых людей постигаются обобщенные в словах отношения предметов реальной действительности. Психический процесс не может быть сведен к физиологическому. Отождествление физиологической основы и свойств,…

Морфофункциональная асимметрия усиливается специализированным упражнением. Тренировка генетически ведущего процесса углубляет его специализацию. Если же эта тренировка направлена на заведомую переделку врожденной специализации, то происходит ее ослабление. Например, намеренное увеличение нагрузки и числа манипуляций правой рукой у леворукого субъекта может ослабить и даже извратить генетически ведущее начало. Насильственная переделка движений, обусловленных генетически предопределенной асимметрией, отрицательно сказывается…