Управление произвольными движениями

Изучая механизмы формирования произвольных движений, И. П. Павлов пришел к заключению, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают способностью ассоциироваться со всеми клетками коры, осуществляя воспроизведение сигналов от внешних и внутренних рецепторов. Произвольность движений И. П. Павлов связывал, с функцией коры больших полушарий. Согласование двигательных реакций, по мнению Шеррингтона, происходит в «общем пути» — месте схождения…

Для понимания физиологических механизмов управления движениями важное значение имеет учение А. А. Ухтомского о доминанте. Наличие доминирующих нервных центров в центральной нервной системе играет координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. А. А. Ухтомский показал, что рабочие механизмы выполнения точного, целенаправленного действия формируются в соответствии с двигательной доминантой, установкой на конечный результат. Доминанта, возникающая при выполнении…

От элементарных двигательных действий ребенок переходит к овладению сложными движениями, связанными с перемещением тела в пространстве (ходьба, бег, прыжки и т. д.). К 6,5 — 8 месяцам ребенок переступает ножками при посторонней поддержке. К 10 — 12 месяцам он начинает передвигаться самостоятельно. В возрасте 1 — 2 лет движения ребенка отличаются неупорядоченностью и неуклюжестью. Только…

В пубертатном периоде отмечаются угловатость и скованность в движениях. К концу периода полового созревания координация движений становится более упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это является результатом совершенствования функций центральной нервной системы, созревания двигательного анализатора и периферического аппарата движений. Интенсивное развитие мышц кисти рук происходит в 6 — 7-летнем возрасте ребенок приучается к письму и…

Высота выпрыгивания вверх без специальной тренировки увеличивается до 13 — 14-летнего возраста, после чего темпы прироста снижаются. К этому возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды движения, точность прыжков на заданную высоту. Без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13 — 14 лет и у мальчиков…

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 14 — 16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках, которые, постепенно увеличиваясь, приводят к завершению роста. В 16 — 17-летнем возрасте прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17 — 18-летнему возрасту. Рациональная…

Важнейшей составной частью деятельности организма при выполнении произвольных двигательных действий является управление движениями. Управление движениями есть результат взаимодействия центральной нервной системы и исполнительного аппарата, осуществляемого на основе взаимного обмена информацией между пусковыми и эфферентными частями двигательного анализатора. Ведущим принципом управления произвольной двигательной деятельностью является принцип сенсорных коррекций. Изменение функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений…

Сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма при выполнении целостного физиологического акта. При известной условности можно выделить по крайней мере три вида координации: нервную, мышечную и двигательную. При этом под нервной координацией следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи; под мышечной — согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего…

Действие внутренних реактивных сил вносит элемент возмущения в исходный характер движения. Организм справляется с возникающими в процессе движения реактивными силами двумя путями: или торможением их, или включением в состав основного двигательного акта. В практике выполнения спортивных движений оба эти пути используются в тесном единстве. Торможение реактивных сил, возникающих в одном двигательном звене, обеспечивает их передачу…