4 июня 2009

Роль афферентного синтеза и акцептора действия в формировании двигательного навыка

Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением.

Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память) определяют качество, направление реакции; другие — обеспечивают запуск реакции (пусковые раздражители). Афферентный синтез играет решающую роль в формировании адекватных двигательных реакций на изменение внешней ситуации.

Модель, образ основных параметров результатов действия формируется еще до совершения самого действия, на основе предшествующего опыта, в результате афферентного синтеза. Обратная информация сличается с этими параметрами предвидения.

Комплекс опережающих возбуждений, являющихся результатом афферентного синтеза, соответствующий сигналам обратной афферентации от совершаемого движения, — физиологическое содержание акцептора действия. Он представляет собой широко разветвленный афферентный аппарат оценки сигналов о выполненном действии. Если система этих сигналов соответствует акцептору действия, он определяет форму двигательного ответа. При несовпадении результатов действия с акцептором возникает поиск новых, соответствующих программе движений.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…