Учение о двигательном навыке

Удовлетворительное решение сложной двигательной задачи может быть достигнуто при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения. Достигается это применением разветвленного программирования. Поскольку при выполнении целостных движений невозможно избежать ошибочных решений, в программе обучения предусматривается и их устранение. В случае безошибочного выполнения путь к достижению конечного результата укорачивается. Однако предусмотренная самой программой обучения возможность ошибочного выполнения упражнения…

Произвольная двигательная деятельность человека совершенствуется в результате неоднократного повторения движений. По мере повторения произвольное движение становится привычным, выполнение его не требует специального волевого контроля. На определенном этапе формирования произвольного движения появляется способность к автоматизированному, т. е. неосознаваемому, выполнению отдельных частей или всего движения в целом. Типичным примером неосознаваемых актов являются первичные автоматизмы, связанные с различными…

Автоматизм облегчает двигательную деятельность, способствует экономичному расходованию энергетических ресурсов. Высшие отделы центральной нервной системы освобождаются от контроля за элементами движения и переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Физиологические механизмы автоматизации двигательных актов могут быть рассмотрены в рамках учения И. П. Павлова о регуляции заученных движений в условиях пониженной возбудимости коры больших полушарий. После выполнения…

Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом. От элементарных умений, составляющих основу целесообразной двигательной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка. Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не…

Концентрация нервного процесса не может иметь самодовлеющего значения. Она завершает иррадиацию возбуждения. Фаза генерализации в формировании нового двигательного навыка может совпадать с окончанием формирования предыдущего навыка. И если феноменологически, по внешним признакам, еще можно говорить о завершении определенного этапа формирования двигательного навыка, то процессы, скрытые от наблюдения, не поддаются строгому фазовому анализу. Согласно представлениям Н….

Человек обладает избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление его с текущими афферентными сигналами в мозгу создает модель предстоящего движения. П. К. Анохин назвал это «опережающим отражением действительности», входящим в функциональную систему управления движением. Процесс переработки афферентной информации представляет начальную фазу любой целостной интегральной деятельности. При этом одни афферентные возбуждения (обстановочная афферентация, мотивация, память)…

Навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. В соответствии с представлениями Н. А. Бернштейна, вероятностное прогнозирование и программирование действия не дает запечатлеваться нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации или двигательной задачи происходит изменение стереотипных форм движений. Эта «творческая» деятельность, осуществляемая корой больших полушарий, характерна для людей, обладающих большим запасом двигательных навыков…

Программированное обучение движениям предусматривает такой способ научения; в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного набора упражнений, ведущих к конечной цели — выработке стабилизированного навыка. В программированном обучении можно выделить следующие ведущие звенья: наличие обучающей программы; расчленение обучения на этапы (шаги); оперативный контроль и возможность изменения количественной и качественной стороны обучения, в зависимости от индивидуальных…