8 мая 2009

Физиологические состояния организма (разогревание)

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.
«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние.

Спортивная разминка состоит из двух частей: общей и специальной. Общая создает наилучшую возбудимость нервной системы и мышц, повышает деятельность внутренних органов и обмен веществ, т. е. подготавливает к работе весь организм. Специальная — готовит к деятельности те части двигательного аппарата, которые будут выполнять предстоящую работу.

Поэтому правильное разогревание должно обеспечить разогрев всех мышц, а не только мышц ног. Это помогает предупредить развитие утомления. Помимо этого, общее разогревание увеличивает растяжимость и работоспособность работающих и не работающих мышц. Следует всегда помнить о том, что разогревание не должно вызывать или утомления, ни излишнего возбуждения. Поэтому для каждого танцовщика оно будет индивидуальным.

Врабатывание

После разогревания системы органов и отдельные органы лишь постепенно включаются в работу. Происходит врабатывание. Первым повышается уровень деятельности опорнодвигательного аппарата. Позже и остальные системы органов повышают интенсивность своей работы и создается почти одинаковый уровень деятельности всех систем организма. В конечном итоге повышается работоспособность.

Период врабатывания у более тренированных короче, чем у недостаточно тренированных. При выполнении сложных координации и интенсивных движений он удлиняется. При увеличении темпа движений в ходе танца организму приходится перестраивать (увеличивать) уровень деятельности систем органов. Это вызывает повое врабатывание, т. е. новое приспособление к изменившимся условиям двигательной деятельности. Но оно происходит быстрее, так как осуществляется на б аде уже усилившихся физиологических процессов.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Любому танцевальному движению приходится учиться и на его овладение требуется некоторое время. Значит двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно. Условно различают 3 этапа в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга по степени развития временных связей, а внешне — степенью разученности и чистоты выполнения движения. 1-й этапВ двигательной зоне коры…