7 мая 2009

Двигательные качества (ловкость и координация движений)

Ловкость — одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых артисту балета. Без ловкости нельзя усвоить ни одного танцевального движения. Она позволяет избежать травм при выполнении сложных движений. Ловкость проявляется в усвоении новых движений и комбинаций,  умении  быстро  переключиться  с  одного движения на другое и с одного темпа и ритма на другой. Иными словами, ловкость — это высокоразвитая координация движений.

Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость. Здесь она проявляется в способности осваивать новые движения, а сам танец и подготовка к нему (репетиции) тренируют ловкость как способность переключаться. Значит, чем больше новых движений разучено, чем богаче танцевальный репертуар, тем выше ловкость. И, конечно, лучшим способом развития ловкости танцовщика является сама хореографическая тренировка. В отдельных случаях следует применять для форсированного развития ловкости специальные приемы гимнастики и элементы акробатики.

В основе ловкости лежат координационные свойства нервной системы и ее пластичность. Установлено, что у подростка 12—13 лет нервная система обладает очень большой пластичностью. Это позволяет легко усваивать новые движения. В этом возрасте все больше проявляется  процесс  торможения, приводящий  к улучшению координации движений. Поэтому наилучшие возможности для развития ловкости имеются в детском и юношеском возрасте.

Для того чтобы выполнить любое движение, например написать букву, необходима определенная сила и точность, т. е. требуется согласование движений — координация. Каждая поза, кроме спокойного лежания, тоже требует координации. При этом необходимо одни группы мышц напрягать,  а другие расслаблять,  сокращать  мышцы с  определенной скоростью и силой, переходить от одного элемента движения к другому и т. д.

При выполнении координированных движений и принятии поз в двигательных центрах головного и спинного мозга происходит перераспределение участков возбуждения и торможения. Это приводит к рефлекторному изменению и перераспределению тонуса мышц. Перераспределение тонуса мышц является физиологической основой координации движений. Огромную роль в выполнении сложных координированных движений играют анализаторы: двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный и осязательный (рецепторы давления в коже).

В зависимости от того, какое движение выполняется, роль этих анализаторов различна. Существуют и такие движения, которые можно совершать без участия одного из них. Но ни одного движения нельзя выполнить без двигательного анализатора. Управление движениями собственного тела происходит прежде всего при помощи ощущений, вызванных именно этими движениями. Эти ощущения называют «мышечносуставным чувством». Обычно это чувство неясно осознается и его трудно выразить словами. Но артисты балета в процессе учебы и работы так совершенствуют свою двигательную деятельность и работу анализаторов, что мастера сцены могут весьма полно и четко рассказать об ощущениях при движении.

Любой танцовщик знает, как зрительный анализатор помогает сохранять позу и избегать потери равновесия при вращении. «Точка» пыполняет роль зрительного ориентира при статических позах и вращении. Задержка взгляда в определенной точке создает ощущение изменения направления при качаниях тела. Это рефлекторно приводит к усилению напряжения мышц ног, что делает позу или вращение устойчивым.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…