7 мая 2009

Автоматизация движений и внимание

Автоматизация  движений

Первоначально,  выполняя даже простейшую комбинацию движений, ученик сосредоточенно следит за порядком ее элементов. Но по мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движения перестают осознаваться. Причина автоматизации движений была вскрыта И. П. Павловым. Движения автоматизируются потому, что упрочиваются временные связи, т. е. двигательные навыки осуществляются рефлекторно.

Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, то он дольше сохраняется не разрушаясь. Следовательно, чем больше ответственных выступлений, тем дольше выученное будет сохраняться. По окончании комбинации, которая во многом проделывалась автоматично, артист балета может проанализировать и те детали, которые во время исполнения он не осознавал. Это доказывает, что вся комбинация в целом осознается исполнителем.

Автоматизация и внимание

И. П. Павлов считал, что осознание движения связано с очагами возбуждения в коре головного мозга. В таком возбужденном участке временные связи легче образуются и легче разрушаются. При сосредоточивании внимания на одном элементе движения подвижный очаг возбуждения перемещается в участок коры, где образовались временные связи, лежащие в основе этого движения.  Поэтому, разучивая движение, отрабатывая технику движения, надо обращать внимание на каждый его элемент. Тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и убыстряется формирование двигательного навыка.

Концентрирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления. Во время контрольного урока, спектакля, экзамена необходимо заострять внимание на всем движении в целом и главных его деталях, но ни в коем случае не на его элементах, так как это приводит к снижению качества исполнения из-за нарушения автоматизации двигательного навыка.

Мастера балета обладают чистотой движений, легкостью, воздушностью их исполнения, возможными лишь при высокой автоматизации нервных процессов. Но не следует думать, что автоматизация движений является самоцелью, что только к этому надо стремиться, так как излишнее увлечение автоматизированными движениями может лишить танцовщика одухотворенности и привести к  ремесленническому исполнению. Высокая автоматизация целесообразна только при хорошо развитой способности к пере ключению.
 
Танцовщик понимает сущность выполняемых движений через ощущения,  получаемые им от собственных движений. Поэтому,  чем  большее число  движений  и комбинаций  освоено, тем  лучше  развит  двигательный анализатор. Это сильно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцовщик должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, ритм, скорость, меняя сами движения и т. д. Переключения же трудны для нервной системы. Поэтому надо добиваться автоматизма переключений, так как только в этом случае получится не старательное выполнение комбинаций движений, а танец.
Переключение внимания в процессе тренировки, да и в ответственные моменты тоже совершенствует мастерство и помогает сохранить силы.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…