7 мая 2009

Двигательные навыки

Физиологическая  сущность хореографической  тренировки

Любая физическая тренировка, в том числе хореографическая, оказывает влияние  на весь организм, совершенствует функционирование всех систем органов и все взаимосвязи между ними. Этим достигается высокая работоспособность. Наибольшее влияние хореографическая тренировка оказывает на опорнодвигательный аппарат и непосредственно связанные с ним функции организма, совершенствуя двигательную деятельность.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов установили, что любое движение человека представляет собой рефлекс. Непроизвольное отдергивание руки от горячего предмета и дыхательные движения, ходьба и танец — все это двигательные рефлексы различной сложности. Во время двигательной деятельности в коре головного мозга возникают временные  связи между нейронами центральных частей двигательного и других анализаторов.

В результате взаимодействия возбуждений, поступающих  от рецепторов  двигательного  анализатора и  от внутренних органов, изменяется деятельность сердечнососудистой, пищеварительной, дыхательной  и  других вегетативных  систем.  Это позволяет  организму тонко приспосабливаться к мышечной работе и изменяющимся условиям внешней среды. Кроме того, во время танца в кору головного мозга танцовщика поступают возбуждения от разных рецепторов.

Мышечное чувство позволяет ему точно соразмерять свои движения, зрительные и слуховые ощущения дают возможность следить за музыкой, расстоянием и направлением движений и т. д. Таким образом, взаимодействие  возбуждений, поступающих в кору головного мозга от рецепторов двигательного  и  других  анализаторов,  играет  большую  роль  в двигательной деятельности. Движения человека возникают в ответ на зрительные, слуховые и другие раздражители.

Двигательные навыки

В течение жизни человек постоянно учится различным движениям: сперва ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать, писать, шить и т. д. В зависимости от конкретных условий быта и рода занятий людей движения, которым они научаются, различны. У артистов балета и футболиста их число и качество  различны.  Трудовые,  спортивные  или  иные движения называют двигательными  навыками. Хореографическая тренировка — это длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся двигательных навыков. Все позы, положения, движения и их комбинации — это новые для организма двигательные навыки,  которые  постепенно приобретают  артисты балета.

Образование двигательных навыков

Образование двигательного навыка представляет собой выработку цепи условных двигательных рефлексов. При выполнении любого движения в соответствующие зоны и центры коры полушарий головного мозга поступают сигналы от различных рецепторов. Они несут информацию о работающих и неработающих органах. В коре полушарий головного мозга возникает несколько очагов возбуждения (управляющих работающими органами) и одновременно создаются очаги торможения.

Пока выполняется каждый элемент движения, происходит поочередная смена деятельности различных групп мышц. Поэтому сочетание очагов возбуждения и торможения изменяется. При повторении движения в коре головного мозга образуются временные связи. К тому времени, когда движение выучено, в коре головного мозга закрепляется определенная   последовательность возбудительнотормозных процессов — вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка. Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения.

Каждый динамический стереотип включает в себя рефлексы, регулирующие дыхание, кровообращение, обмен веществ и т. д. Образованию динамического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть очень разнообразными: словесные объяснения и замечания учителя, зрительные — вид зала, класса, наблюдение за собой в зеркале, вестибулярные изменение положения частей тела и т. д. При этом большое значение  приобретают сигналы от рецепторов  двигательного  анализатора.  

Многократно повторяясь, эти импульсы сами становятся сигналами-раздражителями для мышц и других систем органов. Поэтому стоит принять определенное положение или позу, как дальше движения «польются» сами собой. Кора головного мозга обладает способностью образовать множество новых двигательных стереотипов (так как каждое новое па — новый двигательный стереотип) и переделывать старые. Но такая переделка представляет значительный труд для нервной системы.

Каждый артист балета знает из собственного опыта, как трудно переучивать даже самое несложное движение  Поэтому  следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…