30 апреля 2009

Центр тяжести

Сила тяжести

На тело человека постоянно действует сила тяжести, т. е. сила земного притяжения. Сила тяжести — это вес тела. В состоянии покоя она никак не ощущается. При движениях ее воздействие становится более ощутимым потому, что приходится преодолевать вес всего тела или его частей. В дуэтном танце, при прыжках, турах в воздухе сила тяжести действует на тело танцовщика в наибольшей степени. Местом приложения силы тяжести служит центр тяжести тела.

Центр тяжести

Центр тяжести тела человека располагается в брюшной полости — впереди позвоночника, на уровне  крестца (от I до V крестцового позвонка). Его местоположение постоянно изменяется. В зависимости от фазы дыхания, смены положения тела и его частей центр тяжести перемещается. Кроме того, на положение центра тяжести влияет осанка, телосложение и развитие мускулатуры. У детей центр тяжести расположен ниже, чем у взрослых, у мужчин — выше, чем у женщин. Равновесие тела зависит от положения центра тяжести по отношению к площади опоры.

Площадь опоры

Площадь опоры составляет поверхность, занимаемая обеими стопами и пространство между ними. При разных позициях ног она различна (А). Чем больше площадь опоры, тем легче сохранять равновесие тела. В положении на «полупальцах» площадь опоры уменьшается (Б), а в положении на «пальцах» становится наименьшей.

Площадь опоры

В танце и при любых движениях тела центр тяжести перемещается. Он может приближаться к площади опоры и удаляться от нее, находиться над ее центром или у края и, наконец, выйти за пределы площади опоры. В случае, когда вертикальная линия, опущенная из центра тяжести, попадает в центр площади опоры, равновесие легко сохраняется при любых позах и положениях тела. По мере приближения вертикали к краю площади опоры равновесие становится все более неустойчивым. При выходе ее за пределы площади опоры происходит падение тела.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…