30 апреля 2009

Соотношения в движениях ног

Основные движения ног — это движения, совершаемые при ходьбе и беге, когда ноги движутся поочередно. Попеременные движения ног являются естественными для организма человека. Эта особенность хорошо заметна в начале обучения хореографии. Когда вырабатывается умение при стоянии распределять тяжесть тела обязательно на обе ноги, то стоит одну ногу разогнуть, как другая стремится согнуться.

Отличие работы ног в балете от их естественных движений

Для точного и верного выполнения движений в хореографии необходима особая постановка ног, значительно отличающаяся от обычной. Выворотность, выпрямленное напряженное колено (обязательное для опорной ноги, прыжков и «пальцев»), оттянутые носки нехарактерны при естественной работе ног.

Движения ног в хореографии тоже отличаются от обычных, поэтому при овладении ими возникают трудности, так saute с продвижением, в котором обе ноги движутся одновременно и в одном направлении, является трудным для выполнения. Не менее трудны и одновременные разнонаправленные движения ног. Из-за выключения опорной функции вызывают затруднения любые движения ног во время взлета в воздух.

Поэтому требуется длительное обучение артистов балета для выработки специальных хореографических навыков — условных двигательных рефлексов. В процессе изучения постановки и движений ног вырабатывается и условное торможение, без которого невозможно преодолеть естественное стремление, держать и передвигать ноги обычным образом.

Сложность овладения положениями и движениями ног в хореографии объясняется отсутствием соответствующих нервных связей в коре полушарий голоного мозга из-за того, что положения и движения нижних конечностей в балете резко отличаются от естественных. Поэтому необходимо тщательно отрабатывать положения и движения ног с самого начала обучения хореографии. Работа стопы в естественных условиях и в балете. В естественных условиях стопа участвует в передвижении тела, в стоянии на одной или двух ногах. С помощью стопы тело отдаляется от плоскости опоры при вставании на «полупальцы», а также происходит приземление свободной ноги.

В хореографии, помимо этого, стопа движется в положении на «пальцах» и «полупальцах». Она выворотна, носок сильно оттянут. Ноги работают в определенных позициях. Хореографическая тренировка развивает гибкость и чувствительность стопы. Но при положении на «полупальцах» и «пальцах» изменяется осуществление опорной и рессорной функции стопы.

Стопа укреплена большим количеством связок. Наиболее развита подошвенная связка стопы. Основную роль в удержании сводов, кроме мышц, играют собственные короткие мышцы стопы. Напряжением этих мышц и удерживаются своды стопы. На тыльной поверхности стопы находятся мышцы-разгибатели большого пальца и пальцев. У балерин они развиты очень сильно, так как в положении «на пальцах» удерживают пальцы вертикально. На подошвенной части  стопы расположены  сгибатели пальцев.

Стопа удерживается в выворотном положении именно с помощью мышц. Поэтому для улучшения выворотности стопы необходимо развивать ее мышцы. В хореографии это происходит при качественном выполнении battement frappe, battement tendu, при ударе о пол и нажиме на пол.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…