30 апреля 2009

Верхняя конечность в естественных условиях и в балете

Функции руки

Рука человека является органом труда. Трудовая деятельность изменила строение всей руки и в особенности кисти. Руки стали короче ног, а ладонь расширилась, I палец удлинился. Запястнопястный сустав большого пальца позволяет противопоставлять его остальным, отводить от указательного пальца и приводить к нему, а также совершать круговое вращение Появились собственные мышцы большого пальца, увеличились размах и разнообразие его движении, Противопоставление I пальца усилило хватательные движения кисти, являющиеся наряду со сгибанием пальцев основными при трудовых движениях, совершаемых кистью. Кисть приобрела способность двигаться самостоятельно.

Рука человека является органом осязания. С ее помощью человек ощупывает предметы и получает представление о характере их поверхности, форме, размере. Рука участвует в сохранении равновесия тела. Существенное значение имеют естественные движения рук, сопровождающие ходьбу и бег. Любое перемещение рук приводит к изменению положения центра тяжести тела. Поэтому движения рук помогают сохранять равновесие или, наоборот, нарушают его. Так, если встать на «полупальцы» и вытянуть руки вперед, то произойдет падение тела. При беге и ходьбе выбрасывание ноги вперед вызывает вращение туловища в противоположную сторону. Балансирующие движения рук в значительной степени устраняют это вращение, способствуя тем самым сохранителю равновесия.

Движения руки

Движения руки очень разнообразны, координированы, четки и быстры. Они происходят не только в отдельных суставах. Чаще всего в движении участвует вся рука. Движения большого размаха связаны с подвижностью костей плечевого пояса и подвижностью позвоночника. В танце руки являются наиболее  выразительной частью тела. Они дают форс при вращении, помогают держать равновесие. Поэтому необходимо правильно выполнять port de bras и держать руки при вращении тела.

Соотношения движений рук

Естественные движения рук представляют собой безусловные двигательные рефлексы, выработавшиеся в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Обычно руки стремятся двигаться симметрично (обе сразу) и только во время ходьбы и бега они движутся поочередно. В танце движения рук не соответствуют их естественным соотношениям. Руки движутся чаще всего неодновременно и в разных направлениях. Их движения происходят в разных плоскостях, т. е. сразу в нескольких суставах.

Обе руки могут выполнять разные движения. Поэтому для высокой техники исполнения и выразительности танца необходимо тщательно отрабатывать движения рук, являющиеся условнорефлекторными. Иными словами, движения рук в балете — это условные двига тельные рефлексы, приобретаемые в процессе обучения хореографии.

Связь движений рук и ног

Движения рук у человека связаны с движениями ног: между движениями верхней и нижней конечности одной половины тела имеются определенные естественные соотношения. Однонаправленные движения конечностей одной половины тела не вызывают затруднений, например отведение правой руки и ноги, их сгибание, круговое вращение. Круговое движение ноги при неподвижной руке дается трудней, а разнонаправленные круговые движения руки и ноги выполняются с большим трудом.

Происходит это потому, что между двигательными центрами руки и ноги в каждом полушарии головного мозга имеются прочные связи, обеспечивающие естественные совместные (однонаправленные) движения верхней и нижней конечностей. При занятиях хореографией приходится преодолевать эти естественные нервные связи и вырабатывать новые, необычные для организма. Поэтому так трудно овладеть совместными движениями рук и ног в балете. В связи с этим изучение pas с одновременным движением рук и ног начинается еще в младших классах.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…