30 апреля 2009

Осанка

Осанка — это привычное положение тела, которое человек сохраняет при неподвижном стоянии и в движении. Она зависит от состояния позвоночника, положения головы, плеч и лопаток, наклона таза, формы и размеров живота, формы и положения конечностей и положения стоп.

Осанка имеет физиологическое и эстетическое значение.  Физиологическое значение осанки заключается в ее влиянии на положение, развитие, состояние и функции органов и систем организма. Правильная осанка оказывает положительное влияние на все органы и их функции, неправильная — затрудняет кровообращение и дыхание, ухудшает пищеварение и зрение, ослабляет систему органов опоры и движения.

Неправильная осанка делает походку шаркающей, ухудшает координацию движений. Она создает плохое приземление после прыжков, вызывает плоскостопие и т. д. При правильной осанке у человека бодрое настроение и хорошая работоспособность. Неправильная осанка вызывает вялость, подавленное  настроение, снижает работоспособность. Она отрицательно влияет даже на психические свойства человека.
 
Эстетическое значение осанки

Осанка — манера держать свое тело, индивидуальна. Правильная осанка придает телу человека стройность, грациозность подчеркивает его физическую красоту. Осанка артистов балета отличается от обычной правильной осанки рядом особенностей. Туловище и голова строго вертикальны. Тазобедренные и коленные суставы полностью разогнуты. Плечи слегка раскрыты и опущены, а лопатки притянуты к позвоночнику и ребрам. Мышцы живота и таза напряжены и подтянуты.

Профессиональной осанкой артисты балета овладевают постепенно. Основу ее составляют двигательные условные рефлексы, связанные с держанием позвоночника, таза, головы и т. д. В закреплении профессиональной осанки огромную роль играет развитие мышц-разгибателей туловища, мышц живота, мышц приводящих лопатки к позвоночнику и удерживающих их около ребер, сгибателей бедра. Это достигается с помощью ежедневной хореографической тренировки.

Профессиональная осанка необходима и для обучения, и для успешной творческой деятельности артистов балета. Она создает «апломб» — устойчивость в танце и помогает сохранять равновесие с наименьшей затратой энергии; создает условия для наилучшего проявления рессорных свойств позвоночника и стопы. Все это улучшает координацию движения в танце и позволяет организму легче справляться с мышечной работой.

Во время школьных занятий за партой, при чтении, письме и приеме пищи необходимо сохранять правиль-ную позу. Это помогает избежать нарушений осанки и сохранить здоровье.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…