9 апреля 2009

Волевые качества артистов балета

Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества артистов балета сыграли немаловажную роль в успехах советского балета, в завоевании им мировой славы.

Воля — это способность человека управлять своим поведением и преодолевать трудности на пути к поставленной цели. Не во всяком действии человека проявляется воля. Так, ученик, не выучивший урока, вовсе не напрягал своей воли. Волевое действие всегда направлено  на достижение поставленной цели. Оно связано с мышлением, вниманием, памятью, характером, способностями и темпераментом человека и не может совершиться без волевого усилия.

Элементами волевого действия являются осознание цели действия, разработка плана действий целеустремленная деятельность и связанные с ней волевые усилия. Например, при первых выполнениях поворота, вращения, высоких полетных прыжков и любой поддержки сперва осознается цель и важность задачи, затем принимается решение — как это сделать. Волевым усилием преодолеваются страх и колебания и совершается само движение. Во время самого движения танцовщик управляет своим телом и его частями, используя уже имеющиеся навыки и напрягая волю.

Воля, как и сознание, зависит от общественных условий. О наличии воли у учащихся свидетельствует их отношение к другим людям, достижение поставленных целей, дисциплинированность. Преодоление трудностей возможно только с помощью волевых усилий. Последние зависят от развития волевых качеств. Для успешного обучения хореографии и достижения высокого мастерства артист балета должен обладать хорошо развитыми волевыми качествами.

Качеств воли много. Мы рассмотрим некоторые из них, имеющие для артистов балета большое значение. Целеустремленность проявляется в умении ставить перед собой определенные цели и неуклонно достигать их. Настойчивость — это способность длительно направлять свое поведение для достижения   намеченной   цели. Выдержка, или самообладание,— это тормозное качество воли. Оно проявляется в умении сдерживать физические действия и психические проявления, мешающие выполнению цели. Стойкость — это моральная и физическая выносливость в длительном преодолении трудностей. Она проявляется в сохранении духа и упорства при временных неудачах и в умении противостоять отрицательным влияниям других людей.

Смелость вырабатывается на основе решительности, выдержки, настойчивости и целеустремленности. Все волевые качества взаимосвязаны. На основе одних волевых качеств образуются другие.  Высокое развитие волевых качеств служит почвой для выработки дисциплинированности и организованности.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…

Поведение человека, его характер не являются врожденными и неизменными. Они развиваются, меняются в течение жизни человека. На их развитие оказывают влияние индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности каждого человека. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности нервной деятельности зависят от свойств нервных процессов — возбуждения и торможения: их силы, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов может быть большой и…