8 апреля 2009

Отвлеченное мышление

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком с понятием «река». Каждый связывает со словом «Кама» понятие об одной из крупных рек России. Поэтому они понимают друг друга, хотя, возможно, никогда и не были на Каме.

Отвлеченное мышление лежит в основе обучения всем общеобразовательным предметам на уроках не видя того, что происходит в головном мозге или мышце, мы изучаем их физиологию; не побывав в Австралии или в космосе, мы представляем, что это такое.
Благодаря  отвлеченному  мышлению  человек  познает законы природы и общества. Так были открыты закономерности высшей нервной деятельности, законы развития человеческого общества, живой и неживой природы  и др.

Умственные способности человека

Высшие животные обладают особым, присущим лишь им мышлением. Оно многим отличается от мышления человека и проявляется только в деятельности, связанной с добыванием пищи и другими биологическими потребностями организма. Высшие животные способны устанавливать простейшие связи   между предметами,   изготовлять простейшие орудия и т. д. Но они не имеют понятий, не способны уловить причины явлений и вытекающие из них последствия. Не имея речи, животные не имеют мыслей Такую деятельность головного мозга животных И.П. Павлов назвал «элементарным конкретным мышлением».

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…

Поведение человека, его характер не являются врожденными и неизменными. Они развиваются, меняются в течение жизни человека. На их развитие оказывают влияние индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности каждого человека. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности нервной деятельности зависят от свойств нервных процессов — возбуждения и торможения: их силы, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов может быть большой и…