7 апреля 2009

Торможение условных рефлексов (1)

Центральное торможение

Во второй половине XIX века было сделано очень важное открытие: эксперименты показали, что нервы не только усиливают, но и тормозят деятельность органов. До этого физиологи считали, что в нервной системе происходит только процесс возбуждения. В дальнейшем проверка показала, что в основе деятельности нервной системы лежат не только процессы возбуждения, но и торможения. Однако не было известно, развивается ли торможение в центральной нервной системе.

Этот вопрос изучал И. М. Сеченов и открыл наличие торможения в центральной нервной системе. Его называют центральным торможением. Многочисленные опыты показали, что процесс торможения развивается в различных отделах головного и спинного мозга. Центральное торможение вызывает ослабление и прекращение деятельности органов, тормозит проявление рефлексов и т. д. Также было доказано, что во всех отделах центральной нервной системы осуществляются два нервных процесса — возбуждение и торможение. Торможение проявляется и в поведении, и в двигательной деятельности человека и животных.

Виды торможения

Различают безусловное и условное торможение. Безусловное торможение врожденное, наследственное. Проявляется оно мгновенно. Например, на дереве сидит белка и грызет шишку. Вдруг раздается незнакомый звук. Тотчас у белки проявляется ориентировочный рефлекс, а пищевой затормаживается. Появился враг — куница. Возникает оборонительная реакция и белка мчится прочь.

В начале обучения хореографии любой новый раздражитель и посторонняя мысль вызывают безусловное торможение, ухудшающее двигательную деятельность. От сюда следует, что нужно сперва устранять непривычные раздражители, а затем превращать их в привычные. Поэтому будущим артистам балета необходимо иногда заниматься специальными предметами в присутствии зрителей, в разных помещениях, танцевать на разных сценах.

Безусловное торможение разлаживает двигательные и другие реакции главным образом в том случае, если они недостаточно отработаны. Если же артист балета хорошо овладел движениями, умеет быстро настроиться на определенные действия и сосредоточиться то лишь чрезвычайно сильные раздражители вызовут у него безусловное торможение. Безусловное торможение имеет большое значение для организма. Кроме смены одной деятельности организма другой деятельностью, оно предупреждает истощение нервных клеток.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…