3 апреля 2009

Основатели теории высшей нервной деятельности И.М. Сеченов и И.П. Павлов

И. М. СеченовИ. М. Сеченов и И. П. Павлов разработали теорию о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов (1829—1905)

Научные взгляды Ивана Михайловича Сеченова формировались в 50—60-е годы прошлого века под влиянием идей Л. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и В. Г. Белинского. Являясь материалистами, они призывали к развитию естественных наук, так как эти науки распространяют идеи  материализма и помогают бороться с религией.
 
И. М.  Сеченов изучал работу головного мозга.  Он доказал,  что работа головного  мозга  вызывается  не «душой», а внешним миром, действующим на органы чувств в ответ на это осуществляются  различные рефлексы. И. М. Сеченов считал, что рефлексы   лежат  и основе психической деятельности.  

Он вскрыл связь психики с физиологическими процессами и показал,  что ее можно изучать. Книгу, в которой были изложены результаты исследований, И. М. Сеченов назвал «Рефлексы головного мозга».

Всеми своими работами И. М. Сеченов доказывал, что психика — это свойство функций мозга. Он заложил основу учения о высшей нервной   деятельности.

И. П. ПавловИ. П. Павлов (1849— 1936)

Иван  Петрович Павлов родился в семье священника. Еще во время учебы в духовном училище И. П. Павлов стал читать книги Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева. С религией он порвал еще в юношеские годы. Огромное влияние оказала на И. П. Павлова книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В  1870 г. И. П. Павлов поступил на естественное отделение университета в Петербурге.

В течение нескольких десятилетий И. П. Павлов изучал деятельность головного мозга высших животных. Он создал научный метод изучения работы головного мозга и открыл условные рефлексы. Рассматривая психическую деятельность как функцию коры больших полушарий, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. В результате опытов на животных и наблюдений над людьми И. П. Павлов со своими  многочисленными  учениками  доказали,  что в основе психических процессов лежат рефлекторные реакции. Расцвет научной деятельности И. П. Павлова приходится  на последние 15 лет его жизни.

Высшая и низшая нервная деятельность

Деятельность головного мозга животных, которая обеспечивает существование организма как единого целого, И. П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью. Она заключается в регуляции функций органов и базируется на безусловных рефлексах.

Деятельность головного мозга, обеспечивающую поведение животного, И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Она поддерживает и сохраняет жизнь животного. С ее помощью животные приспосабливаются к изменениям окружающей среды. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы. Высшая и низшая нервная деятельность присущи и человеку. Однако высшая нервная деятельность человека намного сложней, чем у животных. Она включает 6 себя и сложную психическую деятельность головного мозга.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…