3 апреля 2009

Психическая деятельность человека

«Душевная», психическая деятельность человека еще в глубокой древности привлекала к себе внимание людей. Было подмечено, что существуют явления и предметы живой и неживой природы, которые можно потрогать, увидеть. Это люди, деревья, смена времен года и т. д. Но мысли и переживания человека ни увидеть, ни услышать не представлялось возможным. Поэтому они казались людям загадочными, таинственными. Человек стал считать, что они существуют независимо от предметов и явлений окружающего мира. Из этих представлений возникло в древности «учение» о теле и душе, якобы существующих независимо друг от друга.

Позже возникли два принципиально противоположных направления в понимании психической деятельности человека — материалистическое и идеалистическое. Идеалисты   считают, что психическая деятельность существует самостоятельно — независимо  от материи (вещества мозга).

В психической деятельности проявляют себя невидимые, нематериальные «идея», или «мировой разум», попросту «душа». Они существуют и существовали всегда, даже тогда, когда на Земле человека  не   было.   Идеалисты   считают  сознание,   мысль, психическую деятельность первичной, существовавшей еще до материи — неживой и живой природы.

Материалисты в противоположность идеалистам считают, что психическая деятельность — это функция высокоразвитой материи — вещества мозга. Психическая деятельность вторична. Она смогла возникнуть лишь на определенном уровне развития материи, когда появился высокоразвитый мозг. Следовательно, первична материя, которая существовала и будет существовать вечно.

Мозг — орган мышления

Идеалистический взгляд на психику отрицает связь мышления и сознания с мозгом. Но неопровержимые факты доказывают, что сознание, речь, мышление и другие явления, входящие в психическую деятельность человека, связаны с мозгом. Наблюдения за больными людьми с поражением различных участков мозга показали, одни узнают знакомых предметов, другие не могут считать или писать. У них возникают расстройства речи, они перестают связно излагать мысли, понимать причины явлений и т. д. Основой человеческого сознания является мышление. Но мышление существует только до тех пор, пока мозг функционирует нормально.

Значит, мозг — орган мышления, а мышление — функция высокоразвитого мозга. Отсюда следует, что психическая деятельность и сознание являются функцией мозга человека.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Читайте далее:





Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…