1 апреля 2009

Взаимосвязь в работе анализаторов

Анализаторы функционируют во взаимной связи друг с другом. Например, зрительный анализатор взаимодействует со слуховым. Музыкантами было замечено, что в освещенном помещении музыка лучше воспринимается. Поэтому в концертных залах свет не выключается.

Двигательный  анализатор  связан со зрительным. Каждый знает, как трудно выполнить повое точное движение, не видев его. Стоит один раз увидеть, как оно выполняется и его можно повторить, часто очень точно, уже без помощи зрения.

В результате взаимодействия анализаторов у человека образуются чувства пространства и времени. У детей раннего возраста преобладают мышечные ощущения. Поэтому ребенок тянется руками к очень далеким предметам, может шагнуть вниз с большой высоты. Такие дети еще не умеют зрительно оценивать расстояние, пространство. По мере развития ребенка возникает взаимодействие между анализаторами и образуется чувство пространства.

Оно играет очень важную роль в разучиваний и выполнении хореографических движений. Любое движение человек совершает в определенном пространстве. Артист балета   должен   обладать   хорошо   развитым   чувством пространства,  т.   е.   он  должен  научиться  очень тонко чувствовать направление, размах и точность своих движений. Управление движениями своего тела в пространстве зависит главным образом от мышечных ощущений, а они плохо осознаются.

Человеку трудно рассказать, какие ощущения возникают у него при тех или иных движениях и позах, но он легко расскажет о том, что видел и слышал. Поэтому развитию чувства пространства способствуют наблюдения за своими движениями в зеркале и словесные замечания, которые делает преподаватель. При этом зрительные и слуховые ощущения сочетаются  с  мышечными  и  поэтому  последние  лучше осознаются.

Так, при взаимодействии двигательного, зрительного и слухового анализаторов развивается и совершенствуется чувство пространства. Благодаря взаимодействию анализаторов образуется ичувство времени: человек хорошо ориентируется во времени дня, просыпается всегда в то время, когда необходимо.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Строение органа зрения

Вспомогательный аппарат глаза — это брови (1), веки (2), ресницы, слёзные железы (3), слёзный канал (4), глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. Глазное яблоко лежит в глазнице и имеет шарообразную форму. Его стенки состоят из трех оболочек:   наружной — фиброзной    (1), средней — сосудистой (2)   и внутренней — сетчатой (3). Фиброзная оболочка состоит из плотной соединительной ткани….

Периферической   частью   зрительного   анализатора является сетчатка. Проводящая часть — это зрительный нерв, центральная — зрительная зона коры полушарий. Анализ освещенности, цвета, формы и деталей строения предмета начинается в сетчатке. В определении расстояния до предмета и между предметами, направления движения и изменения движеня предметов вместе со зрительным участвует и двигательный анализатор. Вся эта информация передается в…

Рассматривая предмет, находящийся прямо перед глазами, мы видим его отчетливо. Это происходит потому, что  лучи  света  попадают  на  желтое  пятно.   Если  же изображение предмета, находящегося на небольшом рас стоянии (около 12 см), попадает на слепое пятно, то мы его не видим, так как там нет светочувствительных рецепторов. Зрачок, хрусталик и стекловидное тело служат для проведения…

Во внутреннем ухе, кроме улитки, находится вестибулярный аппарат — орган равновесия. Он состоит из преддверия и трех полукружных каналов. Полукружные каналы располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и сообщаются с преддверием. В нем имеются две полости с волосковыми чувствительными клетками. Это и есть рецепторы. Над рецепторными клетками находится студенистая   масса, в которой имеются отолиты — кристаллики…

Его периферический отдел находится в коже. Это болевые, осязательные и температурные рецепторы. Болевых рецепторов около миллиона. Возбуждаясь, они создают ощущение боли, что вызывает защитную реакцию организма. Осязательные рецепторы  вызывают ощущение давления и соприкосновения. Эти рецепторы играют существенную роль в познании окружающего мира. С помощью осязания мы определяем не только, гладкая или шероховатая поверхность у предметов,…